Путёвки из Санкт Петербурга

Горящие туры - лучшие предложения

Пригород Санкт-Петербурга Павловск

Пригород Санкт-Петербурга ПавловскУдивительный и особенный пригород Петербурга. Контрастирует с соседним Царским селом. Интересно будет посмотреть Павловский парк, старые жилые кварталы, которые более похожи на дома тихих провинциальных городков.

И все же Павловск — один из самых пленительных петербургских пригородов. Ностальгическое очарование начинает действовать уже на Витебском вокзале, где живут призраки «серебряного века», и продолжается на вокзале Павловском. Когда-то сюда ездили «на музыку» — самые знаменитые музыканты выступали в старом здании вокзала. Недаром в Павловске есть памятник Иоганну Штраусу. Музыкальный вокзал и часть железнодорожной ветки разрушены во время войны, нынешняя станция — шедевр сталинского «ампира».

Павловский дворец стоит на высоком берегу реки Славянки, петляющей между холмов. Остальные парковые сооружения — павильоны, монументы, статуи — тщательно вписаны в пейзаж, так что создается впечатление естественной красоты и гармонии. В огромном парке, разделенном на семь ландшафтных зон, всегда найдутся пустынные уголки. Это не просто парк, а целый мир, где обитают античные боги, музы, львы, кентавры. Скульптуры тронуты коррозией, повсюду видны отметины времени, и колонна «Конец света» воспринимается как мрачный знак. Когда-то она всего лишь обозначала границу парка. Общая атмосфера печальной красоты напоминает сказочное загробное царство.

Перед дворцом установлен памятник императору Павлу I — фигура курносого человека в треуголке и военном мундире. Однако бронзовый Аполлон из парка больше похож на хозяина Павловского царства.

Не все так грустно — осень в Павловске неизменно прекрасна, а в середине лета здесь проходит международный фестиваль цветов «Императорский букет».

Местные особенности

Павловск, как и другие пригороды Петербурга, лучше посещать в теплое время года, когда открыт доступ ко всем достопримечательностям. Но многие знатоки считают лучшим временем для посещения Павловска золотую осень. В это время его огромный пейзажный парк особенно великолепен.

История, легенды и факты

В 1777 году императрица Екатерина II подарила лесные угодья в долине реки Славянки цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне по случаю рождения их первенца — будущего царя Александра I. Строительство загородной резиденции, названной село Павловское, было начато весной 1778 года. Сперва для Павла и его жены были построены два простых деревянных дома: Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Долина Марии). В 1782 году архитектор Чарльз Камерон приступил к возведению на месте Паульлюста каменного здания — Павловского дворца. Строительство велось 4 года. В центре парадного двора Павловского дворца в 1872 году был установленпамятник Павлу I.

После трагической кончины Павла I в 1801 году полновластной хозяйкой Павловска стала Мария Фёдоровна. Она проявляла огромный интерес к оформлению помещений дворца, расширению и украшению паркового ансамбля. В частности, при ней в 1807-1812 годах был построен Розовый павильон, где собирался музыкально-литературный салон. Там бывали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов и др. Литературные чтения и музыкальные вечера проводятся в Розовом павильоне и в наши дни.

Павловск получил статус города 12 ноября 1796 года, через неделю после вступления на престол Павла I.

Музыкальному павильону в Павловском парке «везло» с названиями. Сначала его именовали Зало, или Новое зало. Потом появилось название Круглый зал, или Музыкальный салон, что по-французски звучало «Салон де мюзик» (Salon de musique). По звуковой ассоциации с французским выражением павильон вскоре прозвали «Солёный мужик» — такой топоним был куда доступнее обывателям Павловска.

В 1839 г. в Музыкальном павильоне впервые был исполнен знаменитый «Вальс-фантазия» М.И. Глинки. В петербургских музыкальных кругах его затем долго еще называли «Павловским вальсом».

Имя архитектора Чарльза Камерона послужило основой для многих каламбуров. Один из анекдотов возник уже в 1960-е гг., когда в СССР впервые появился доступный перевод «Декамерона» Боккаччо. В Павловске идет экскурсия у Большого дворца. Вдруг мужчина шепчет своей спутнице: «Смотри-ка, Ч. Камерон не только похабщину писал, но и дворцы строил».

С Павловском связано появление в русском языке слова «вокзал». Первую в России железную дорогу проложили от Петербурга до Павловска. Чтобы привлечь петербуржцев к поездкам, было решено открыть при железнодорожной станции гостиницу, где был бы ресторан с музыкой, проводились бы балы и увеселительные мероприятия. Гостиницу назвали «Воксхолл» (было такое увеселительное заведение под Лондоном), или «воксал». В ресторане воксала устраивались бесплатные концерты, и гостиница стала популярнейшим местом в Петербурге. Знаменитый композитор И. Штраус давал здесь концерты в течение 10 сезонов.

После революции Павловский дворец и парк были национализированы и объявлены музеем. С 1918 по 1944 годы Павловск назывался Слуцком, в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей в 1917 году.

Павловск и дворцово-парковый ансамбль серьезно пострадали во время оккупации. Фашисты вырубили 60 тысяч деревьев, взорвали мосты и павильоны, а дворец подожгли при отступлении. Реставраторы трудились над восстановлением царской резиденции более 30 лет.

Легенды

О Колоннаде Аполлона рассказывали, что она не всегда представляла собой руины. Сначала она имела вид замкнутой ротонды и стояла посреди луга на берегу Славянки. Но однажды ночью, в сильную грозу, в Колоннаду ударила молния. В замкнутой конструкции появился пролом, по обе стороны которого были разбросаны обломки колонн. Зрелище было таким романтическим, что восстанавливать Колоннаду не стали. Так в виде руин и установили на новом месте, напротив дворца.

По другой версии, Колоннаду перенесли ближе к дворцу по требованию Павла, желавшего видеть храм Аполлона из дворцовых окон. Её установили на холме, символизирующем гору Парнас — обитель Аполлона и муз, и пустили вниз каскад, напоминающий мифический Кастильский ключ. Он и послужил причиной катастрофы.

Во время грозы вода ручья подмыла фундамент, и часть колонн обрушилась. При виде раскрывшейся Колоннады Мария Фёдоровна будто бы воскликнула: «Аполлон хочет любоваться моим дворцом!» И живописные обломки остались лежать на месте падения.

Впрочем, некоторые историки считали, что разрушения были сделаны специально, с целью придания композиции большей живописности. Известно, что на рубеже XVIII-XIX веков имитация античных развалин была модной тенденцией в европейской парковой архитектуре.

С Екатериной II связана и история сооружения Молочни. При дворе сплетничали, что императрица, не жаловавшая сына и невестку, подарила Марии Фёдоровне голландских коров, чтобы отвлечь её от политики. Жена Павла поручила Камерону построить для коров помещение. Так вблизи дворца появилась Молочня — постройка, сочетавшая черты фермы и паркового павильона и получившая у гостей Павла большую популярность.

Уже в послевоенные годы появилась легенда о том, как городу вернули его первоначальное имя. Якобы Сталин при подписании приказа о награждении частей, освобождавших Пушкин и Слуцк (Павловск), поменял местами два названия, поставив в скобки Слуцк.

Использованы материалы с сайта: http://anabel.ru/

Отзывы и комментарии туристов

Оставляйте ваши отзывы, делитесь впечатлениями и советами с другими туристами.